ЕГАИС представляет собой единую государственную автоматизированную систему. Она учитывает количество изготовленных и проданных алкогольных напитков. Ею пользуются участники алкогольного рынка: изготовители, импортеры и реализаторы. Подключение к системе выполняется пользователем самостоятельно. Заявку в Росалкогольрегулирование подавать не нужно. В этой статье разбираемся, как зарегистрироваться и авторизоваться в личном кабинете egais ru и какой функционал предлагает система.
Регистрация
Регистрация выполняется один раз. Для этого сделайте следующее:
- Откройте официальный сайт системы.
- Кликните по кнопке: "Информационная система Субъекта РФ по приему розничных деклараций".
- Сервис попросит поставить специализированный плагин. Кликните по кнопке "Скачать", загрузите его, разархивируйте и запустите. После установки перезагрузите ПК и снова откройте главную страницу сайта.
- Подключите носитель с электронной подписью и кликните по кнопке "Регистрация". После этого начнется процесс проверки. Если процедура прошла успешно, кликните по кнопке "Продолжить".
- Нажмите на "Аппаратный ключ" либо "Электронная подпись" (если выбрали этот метод, перейдите к пункту 7).
- Введите PIN-код аппаратного ключа и кликните по кнопке "Продолжить".
- Укажите сертификат и введите @mail, на который вам вышлют пароль от учетной записи.
На этом этапе процесс регистрации в сервисе ФСРАР завершена. Войти можно с помощью логина/пароля и электронной подписи.
Вход в личный кабинет
Авторизоваться в аккаунте ЕГАИС можно следующим образом:
- Получите ЭП для сервиса.
- Поставьте на компьютер драйвера JaCarta SE PKI/ГОСТ и JAVA 8.
- С помощью браузера Internet Explorer откройте главную страницу сайта.
- Кликните по кнопке "Войти в личный кабинет" и нажмите "Начать проверку".
- Запустите проверку компьютера.
- Выполните требования, поставьте необходимые программы и утилиты.
- Если процесс проверки завершился успешно, кликните по кнопке "Перейти в личный кабинет".
- Введите PIN-код от ГОСТ.
Если вы все сделали правильно, то после пункта 7 будет показываться сертификат ЭП.
Восстановление доступа
Для восстановления доступа к ЛК "ЕГАИС", попробуйте следующее:
- Перейдите на сайт: egais.center-inform.ru.
- Кликните по кнопке: "Забыли пароль?".
- Также можете кликнуть по кнопке: "Войти", которая находится в правом верхнем углу. После этого кликните по кнопке: "Восстановить".
- На открывшейся странице введите логин, указанный при регистрации компании в ЛК. Кликните по кнопке: "Получить ссылку".
- Если вы забыли логин, введите @mail. В этом случае вам придет письмо со ссылкой для смены пароля в каждом ЛК, зарегистрированном на этот электронный адрес. Перейдите по ней.
- В открывшейся странице введите новый пароль, подтвердите его и кликните по кнопке: "Изменить".
Если у вас не получается восстановить доступ, обратитесь в техподдержку сервиса ЕГАИС.
Функциональные возможности личного кабинета
Сервис ЕГАИС дает возможность выполнять такие операции:
- Вести учет федеральных акцизных и специализированных марок.
- Получать достоверные и подробные сведения по обороту и изготовлению продукции, содержащей спирт.
- Детализировать данные по изготовителям, субъектам, названию, объему, разновидности, крепости и акцизам.
- Мониторить тренды и развитие, а также анализировать рынок оборота и изготовления продукции не только в стране, но и конкретном регионе.
- Проверять законность изготовления и оборота алкогольных напитков.
- Вести учет импортируемой спиртосодержащей продукции с контролем начисления акциза.
- Бороться с контрафактной продукцией.
- Вести учет акцизных и специализированных марок.
- Контролировать электронные документы изготовителя, поставщика и покупателя.
Основное назначение сервиса состоит в полноценном контроле изготовления и оборота продукции, содержащей спирт. Это дает возможность бороться с контрафактной продукцией и махинациями, которые связаны со сбором акцизов.
Мобильное приложение
Программа подходит для индивидуальных предпринимателей и компаний, которые подтверждают поставку спиртосодержащей продукции посредством системы ЕГАИС. Приложение дает возможность взаимодействовать с УТМ, чтобы подтверждать закупки. Чтобы приложение работало правильно, поставьте УТМ на любой ПК, подключенный к сети посредством ключа и электронной подписи.
При первом запуске нужно дополнительно ввести порт УТМ и IP-адрес. Также приложение подходит для подтверждения/просмотра накладных и диагностики функционирования УТМ.
В будущем сервис собирается улучшать функциональные возможности программы, чтобы ИП и компании отправляли акты и пользовались камерами для считывания кодов. Дополнительно появится возможность делать перемещение, возврат и продажу товаров, а также выгрузку информации. Также появится опция, которая позволит подключить принтер чеков и сканер QR-кодов.
Вопрос-ответ
У меня уже есть выпущенная электронная подпись. Как узнать, подойдет ли она для ЕГАИС?
Для регистрации на сервисе и отправки документов в ЕГАИС подходят не все усиленные КЭП. Если подпись выпущена раньше 2022 года, проверьте, входит ли выпустивший её ЭЦП удостоверяющий центр в перечень аккредитованных Федеральной Налоговой Службой согласно требованиям Федерального Закона №63.
После этого проверьте, соответствует ли ЭЦП нормам для ЕГАИС-Алкоголь. Эти нормы прописаны в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2020 №2466. Вкратце, УКЭП должна быть сделана способом аппаратной криптографии (сгенерирована на аппаратный крипто-ключ посредством самого устройства).
Если работник Федеральной Налоговой Службы либо удостоверяющего центра пользуется крипто-ключом, который подходит для ЕГАИС, но генерирует на него подпись посредством стороннего криптопровайдера (к примеру, КриптоПРО CSP), эта подпись не подойдет. Обязательно скажите, что вам необходима КЭП для работы с ЕГАИС, чтобы исключить трудности в будущем.
ГОСТ-ключ и RSA-ключ – что это такое?
Это 2 ключа, находящиеся в носителе (аппаратном ключе) Рутокен либо Jakarta, который применяется для работы с УТМ в ЕГАИС. ГОСТ-ключ – это сертификат КЭП, с помощью которого подписываются документы, чтобы потом передать их в базу данных сервиса. Он создается посредством самого носителя работником в ФНС либо УЦ, в котором заказывается подпись.
RSA-ключ нужен для идентификации пользователя в качестве контрагента в сервисе ЕГАИС, а также чтобы выполнить защищенное подключение к серверам системы. Он создается в ЛК системы ЕГАИС. Для этого введите данные о новом контрагенте (индивидуальный предприниматель либо компания).
Для каждого нового обособленного отдела со своим КПП и адресом (место ведения деятельности), создайте персональный RSA-сертификат и поставьте отдельный УТМ.
Какое количество подписей необходимо для ЕГАИС, если у меня несколько точек торговли?
Согласно действующему законодательству, у каждого обособленного отдела юридического лица (со своим адресом и КПП) должна быть собственная КЭП на ключевом носителе, а также персональный УТМ. Так как на руководителя электронная подпись выполняется в одном экземпляре, следует на каждый обособленный отдел сделать персональную ЭЦП для работника компании, который будет подписывать документацию. Если вы ИП, даже с несколькими зонами торговли, хватит одной подписи.
Телефон горячей линии
ЕГАИС предоставляет клиентам бесплатную поддержку. ПО можно скачать в ЛК и на сайте egais.ru. Там же описан порядок установки. Связаться с техподдержкой можно в разделе "Линия поддержки". Помощь предоставляется только по официальному программному обеспечению, сбоям и спецификам ПО.
При обращении в техподдержку укажите:
- КПП.
- Категорию.
- Тематику вопроса.
- Проблему.
В качестве дополнения загрузите скриншот, если случился сбой в программном обеспечении. У программ есть номер для мониторинга прогресса, а действия оператора показываются в ЛК. Дополнительно могут понадобиться другие сведения. После решения проблемы она переходит в раздел "Выполненные".
Подать заявку можно в личном кабинете, написать на @mail: service_egais@fsrar.ru или позвонить по номеру +7 495 587 03 33.